Верховая езда

                         Источник: книга «Лошадь и всадник»  Муэ С. Слай Д.
Верховая езда – один из самых лучших способов расслабиться после тяжелой рабочей недели. Кроме того, этот вид спорта также очень полезен для человека. Он помогает сохранить или подправить здоровье: тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вырабатывая правильный ритм, помогает избавиться от аритмии, способствует хорошей работе всех внутренних органов. В отличие от привычного фитнеса или плавания, верховая езда тренирует все группы мышц, возвращает не только физическое, но и психическое здоровье, способствует снижению веса, а также помогает избавиться от бессонницы и депрессии. Как результат – гармоничное общение с живой природой восстанавливает равновесие и придает эмоциональных сил.
О том, что верховая езда помогает даже в восстановления больных и раненных, было известно с Античных времен. Гиппократ утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее, если ездят верхом. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от "темных мыслей" и вызывает "мысли веселые и ясные". При этом древнегреческий ученый придавал особое значение "ритмичному и плавному движению" лошади.

 О обучении верховой езде

К основным естественным аллюрам лошади относятся шаг, рысь, галоп, иноходь. Кроме того, выделяют искусственные аллюры. К ним, в первую очередь, относятся элементы высшей школы верховой езды (пиаффе, пассаж, испанский шаг и рысь, пируэт, галоп на трёх ногах и др.), которые вырабатываются у лошади специальной тренировкой.

Научиться ездить верхом на лошади можно самостоятельно или в школе верховой езды.
Одним из важнейших этапов обучения верховой езде является обучение всадника вхождению в ритм движения лошади. Если лошадь движется, то всадник в соответствии с ее скоростью должен перенести свой центр тяжести вперед, чтобы он находился перед центром тяжести лошади. Это называют сопровождением или вхождением в ритм движения лошади.
 
    

Пытаясь следовать за движениями лошади, многие всадники слишком усердствуют и усиленно работают корпусом. Это выглядит негармонично - как абсолютно нескоординированные движения. Похоже, что лошадь идет в одном ритме, а всадник двигается в другом. Кроме того, он будет чувствовать себя некомфортно.

       

Первое, что нужно осознать, это то, что ваше седалище влито в седло, а седло в свою очередь срослось со спиной лошади. Седло движется вместе со спиной лошади, а ваше седалище должно быть как будто приклеено к седлу. Сядьте в него глубоко, равномерно распределив свой вес на обе седалищные кости. Иногда для того, чтобы глубоко и равномерно сесть в седло, стоит представить себе, что у вас нет ног ниже бедра и для того, чтобы держаться в седле, вы можете использовать только бедра и само седалище.

       

Сидя прямо и балансируя плечами, вы удерживаете свой центр тяжести над седлом. Это позволяет вытянуть ноги вдоль боков лошади и слегка упереться ступнями в стремена. Руки следуют за движением головы и шеи лошади; это достигается мягкими и свободными движениями локтей при неподвижных плечах.

       

Если ваше седалище «приклеено» к седлу, а плечи, голова и шея неподвижны, то двигаться может только часть тела между бедрами и грудной клеткой. Таким образом, бедра и поясница спокойно колеблются вперед и назад в соответствии с движениями лошади. Именно мягкость и гибкость бедер, поясницы помогает вам двигаться в унисон с лошадью.

       

Всегда помните: лошадь двигает ваше тело, и оно должно подчиняться этим движениям. Не пытайтесь двигаться самостоятельно, что часто бывает, когда ваше тело сковано.

ШАГ

 

Шаг описывают как четырехтактный аллюр, поскольку лошадь переставляет ноги поочередно. Если вы прислушаетесь, то услышите четыре отдельных удара копытами. На рыси лошадь переставляет ноги парами по диагонали - это называется двухтактным аллюром.

   

Очередность перестановки ног на шагу следующая: если шаг начинается с отталкивания задней правой, то затем поднимается передняя правая, потом диагональная ей задняя левая и, наконец, передняя левая. Лошадь должна идти равномерным марширующим шагом и выглядеть энергичной и собранной. Все ее тело на шагу пребывает в движении, которое словно перекатывается от бедер через спину к плечам и шее.

       

Лошадь выглядит гибкой, мускулистой и сильной. Хотя шаг самый медленный аллюр лошади, она довольно активно работает шеей. Это означает, что и вы должны сопровождать ее движение рукой.

ДВИЖЕНИЕ ЗА ЛОШАДЬЮ

 

 

На шагу всадник сопровождает движения бедер лошади движениями собственных бедер и поясницы. Обратите внимание на поддерживаемую всадником прямую линию, идущую от локтя через предплечье к удилам.

Мягкий, но постоянный контакт со ртом лошади во время шага сохраняется благодари движениям рук вслед за естественными движениями ее головы и шеи. 

 

Взято из книги «Лошадь и всадник» Муэ С. Слай Д.

Школа верховой езды – Переход на рысь

Рысь - следующий по скорости после шага аллюр лошади, и многие новички считают его самым трудным для освоения. На рыси - по сравнению с шагом - всадник с гораздо большей силой ощущает движения лошади под ним. Для того чтобы чувствовать себя комфортно на этом аллюре, вам надо постараться не напрягать тело и войти в ритм движения, а не трястись в седле.

РЫСЬ

Рысь - двухтактный аллюр, при котором лошадь попеременно переступает диагональными парами ног. Если вы прислушаетесь, то на каждом махе услышите только два удара копытами. Задняя внешняя нога и передняя внутренняя двигаются одновременно, затем идет короткая фаза подвисания, а затем двигаются вместе задняя внутренняя и передняя внешняя нога.

ОБЛЕГЧЕННАЯ РЫСЬ

 Когда лошадь идет рысью, вы можете либо все время сидеть глубоко в седле (это называется учебной рысью), либо приподниматься в седле в соответствии с тактом рыси (облегченная рысь). Гораздо менее утомительна и более удобна для начинающего всадника облегченная рысь. Когда вы почувствуете себя свободно на этом ходу и сможете раскрепоститься и удерживать равновесие, переходите к освоению учебной рыси.

       

На рыси лошадь попеременно переступает диагональными парами ног. Для того чтобы идти на облегченной рыси, одновременно с одним из толчков ног лошади приподнимитесь над седлом и вновь опуститесь на толчке следующей пары ног. Таким образом, лошадь переставляет ноги на такт раз-два, раз-два, и вы так же приподнимаетесь и опускаетесь в том же ритме: вверх-вниз, вверх-вниз. Это называется строевой рысью.

ОБЛЕГЧЕНИЕ ПОД ПРАВИЛЬНУЮ ДИАГОНАЛЬ

 Езда строевой рысью по кругу подразумевает, что всадник приподнимается в седле в такт определенной диагональной паре ног лошади. Проще всего понять это, если понаблюдать за движением внешнего плеча лошади во время рыси. Приподнимитесь в седле, когда внешнее плечо идет вперед, и опускайтесь, когда оно возвращается.

      

Почему надо совершать эти движения именно в данном ритме, станет понятным потом, когда вы более плотно займетесь изучением того, как улучшить работу лошади. Лошади проще удержать собственное равновесие на повороте, если всадник находится в седле в тот момент, когда ее задняя внутренняя нога и передняя внешняя касаются земли.

        

Поскольку лошадь переставляет ноги диагональными парами, вы опускаетесь в седло, когда внешнее плечо лошади идет назад, и приподнимаетесь, когда оно идет вперед. Если вы меняете направление движения по кругу, надо сменить и диагональ, то есть приподниматься, когда вперед идет другое плечо. Сменить диагональ можно, пропустив один такт. Итак, вместо сесть-встать, сесть-встать, вам надо выполнить: сесть-встать, сесть-сесть-встать и таким образом перейти на правильную диагональ.

ОБУЧЕНИЕ ОБЛЕГЧЕННОЙ РЫСИ

 

 

Попробовать научиться облегченной рыси можно и на неподвижно стоящей лошади. Всадник сидит на лошади в обычной классической позе, стараясь как можно сильнее вытянуть и расслабить коленный сустав. Сохраняй шенкеля по возможности неподвижными, всадник пытается подать вперед бедра и седалище. 

Оторвитесь от седла настолько, чтобы освободить седалищные кости. Затем бедро плавно опускается на седло. Плечи и руки остаются неподвижными: бедра и живот должны двигаться вперед и назад относительно локтей. 

 

УЧЕБНАЯ РЫСЬ

 

На учебной рыси колени должны быть выпрямлены и свободны

Подтягивание коленей вверх при движении  лошади делает вашу посадку ненадежной. Такая посадка является специальной для некоторых видов конного спорта, где она помогает облегчить спину лошади (скачки, конкур).

На учебной рыси вы остаетесь сидеть глубоко в седле, сохраняя ту же классическую посадку, что и на шагу или на стоящей лошади. Движения лошади гасятся движениями живота и пояснично-крестцового отдела, поэтому вы не подскакиваете в седле. Почувствовав, что ноги лошади уходят вперед, постарайтесь наклонить свою грудную клетку к бедрам. Это означает, что ваш живот и пояснично-крестцовый отдел действуют подобно мехам аккордеона: когда лошадь идет рысью, живот и поясница согласно движению либо сжимаются, либо растягиваются.

          

Оставайтесь расслабленными, чтобы ваши ноги свободно располагались по бокам лошади, а руки были мягкими и сохраняли легкий контакт со ртом лошади. Постарайтесь сохранить нормальное дыхание. Вы удивитесь, но очень многие всадники, концентрируясь на чем-либо, задерживают дыхание. Устойчивое дыхание помогает расслабиться.

       

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

 

Основная ошибка на строевой рыси - активные попытки поднимать и опускать все тело. Плечи и руки всадника двигаются вверх и вниз, что неприятно для лошади, поскольку ее рот страдает от излишних движений рук.

       

Другая обычная ошибка на строевой рыси - вытягивание плеч всадника вперед. Всадник теряет равновесие и, пытаясь поддержать его, упирается руками в шею лошади. Если же руки упираются в шею, они не могут сохранять мягкий и постоянный контакт со ртом лошади. Плечи должны оставаться вертикальными - как если бы лошадь под вами стояла; вперед двигаются только бедра. Если плечи останутся на одной линии с пятками, вы не потеряете равновесия во время движения лошади.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ НА УЧЕБНОЙ РЫСИ

 


Правильная посадка. На учебной рыси всадник сохраняет классическую посадку, движения живота И пояснично-крестцового отдела повторяют движения лошади. Обратите внимание на прямые линии от плеча через бедро к пятке и от локтя через поводья к удилам.
Если вы сидите на лошади, как на стуле, то не сможете последовать за ее движениями. Вас будет подбрасывать, и в результате ваши руки тоже будут двигаться вверх и вниз. А это неудобно и для лошади, и для вас.
Опять сидим
на стуле!
Так сидеть нельзя:
шенкель
уехал вперед,
а всадник сместил
седалище слишком
близко к задней
луке седла.
Линия от плеча,
через бедро к
пятке потеряна.

ПЕРЕХОД С ШАГА НА РЫСЬ И ОБРАТНО

 

 
Перед тем как всадница перейдет на рысь, лошадь должна шагать энергично. Посмотрите: всадница поддерживает контакт со ртом лошади, не перетягивая повод и не сдерживая лошадь. Шенкеля соприкасаются с боками лошади, но не более того. Поддерживая вот так - шенкелями и руками - контакт с лошадью, вы сможете воздействовать на нее. Для перехода на рысь всадница энергично воздействует шенкелями на бока лошади и смягчает повод, так что лошадь чувствует возможность увеличить скорость и перейти на рысь.

Как только лошадь    переходит на рысь,       шенкеля и руки

вновь поддерживают мягкий  контакт с лошадью.  

Шенкеля, посылающие лошадь, ослабляются,         а руки задают            лошади необходимое    направление.

 

 
 
Для обратного перехода на шаг всадница садится глубже в седло и надавливает шенкелями на бока лошади. (Если всадница ехала облегченной рысью, ей следует сначала перейти на учебную.) Всадница не опускает повод: она держит руки таким образом, чтобы блокировать поступательное движение лошади, и переводит ее на шаг. 

Как только лошадь перешла на шаг,     всадница расслабляет шенкеля и руки, поддерживая только  легкий контакт    с лошадью.

 

 

    Взято из книги  «Лошадь и всадник» Муэ С. Слай Д.

Школа верховой езды – галоп

 

 

Галоп – один из аллюров высшей школы верховой езды, который является самым быстрым видом движения лошади.    

 

На галопе всадник глубоко сидит в седле, а его бедра колеблются согласно движениям лошади. Руки должны оставаться мягкими и расслабленными, чтобы они могли следовать за движениями головы и шеи лошади. Еще раз обратите внимание на прямые линии от уха через плечо и бедро до пятки и от локтя, через поводья до удил. Классическую посадку надо сохранять па всех аллюрах. 

Именно на галопе новичок впервые сможет ощутить настоящее опьянение от верховой езды, скорость и силу, когда лошадь несется над землей, а ветер свистит в ушах. Но, несмотря на заметно возросшую скорость, всадник воспринимает галоп как очень мягкий аллюр.

ГАЛОП

 

Галоп - трехтактный аллюр, когда ноги лошади переставляются следующим образом: задняя внешняя идет вперед, затем задняя внутренняя и передняя внешняя идут вперед вместе, а уже за ними - передняя внутренняя. Затем фаза подвисания, когда все четыре ноги оторваны от земли, прежде чем повторяется то же чередование: задняя внешняя, вместе задняя внутренняя и передняя внешняя и, наконец, передняя внутренняя.

ГАЛОП С ПРАВИЛЬНОЙ НОГИ

 

Если вы понаблюдаете за лошадью, идущей галопом по кругу, вам покажется, что каждый его такт начинается с передней внутренней ноги. На самом деле передняя внутренняя нога выносится последней в третьем такте галопа, но наблюдатель воспринимает ее как первую. В данном случае считается, что лошадь идет с правильной ноги (в отличие от контргалопа).

     

Таким образом, когда лошадь двигается галопом по кругу направо (или делает принимание направо), внутренняя (здесь - правая) передняя нога должна быть ведущей; а когда лошадь двигается по кругу налево (или делает принимание налево), ведущей должна быть опять же внутренняя, но здесь это левая передняя нога.

       

Для того чтобы перевести лошадь на галоп с левой ноги, вам надо надавить внутренним шенкелем на подпругу, а внешним - позади нее и в то же время приоткрыть левую руку, чтобы дать лошади согнуться влево, и, удерживая внешний повод, сделать посыл. Для галопа с правой ноги воздействия с разных сторон меняются местами: правый шенкель действует на подпруге, левый - сзади подпруги, правая рука слегка открывается, чтобы лошадь согнулась вправо.

       

Галоп с правильной ноги. Этот всадник двигается ездой налево, и вы видите, что ведущая нога у лошади - внутренняя (левая) передняя. Контргалоп. Здесь лошадь тоже двигается ездой налево, но ведущей ногой является внешняя передняя.

ПЕРЕХОД С РЫСИ НА ГАЛОП И ОБРАТНО

 

Перед тем как дать лошади команду перейти на галоп, всадница должна перестать облегчаться па рыси и убедиться, что лошадь идет рысью энергично и внимательно.  Чтобы послать лошадь в галоп с левой ноги, всадница садится глубоко в седло, левым шенкелем давит на подпругу, а правым шенкелем значительно сильнее давит или толкает позади подпруги. Именно потому, что лошадь должна начать движение с внешней задней ноги, всадница активизирует ее внешним шенкелем. Внутренняя рука слегка открыта для того, чтобы лошадь была согнута влево, а внешняя рука может с большей силой удерживать внешний повод, чтобы лошадь не пошла просто более резвой рысью. На этой фотографии внешняя задняя нога лошади готова к первому шагу на галопе.  Когда лошадь уже идет правильным галопом с левой ноги, всаднице нужно держать внешний шенкель позади подпруги, контролируя внешнюю заднюю ногу лошади. Внутренний шенкель остается на подпруге для того, чтобы тело лошади было согнуто вокруг него, как будто лошадь идет по кругу. 
Руки двигаются вперед вместе с движениями головы и шеи лошади, всадница сидит глубоко в седле, а ее бедра сопровождают движения лошади.  Чтобы вновь перейти на рысь, всадница, усевшись глубоко в седле, воздействует обоими шенкелями на бока лошади.  Всадница набирает повод, не позволяя рукам следовать за движениями головы и шеи лошади, таким образом блокируя ее поступательное движение. Можно немного больше набрать внешний повод и перевести лошадь па рысь. 
   
  Как только лошадь перешла на рысь, всадница опять смягчает повод,следуя за движениями лошади, а шенкеля мягко воздействуют на бока лошади. Она должна быть готова вновь послать лошадь шенкелями, если та еще больше замедлит движение.   

ОСНОВНАЯ ОШИБКА

 

     

Основная ошибка при подъеме лошади в галоп состоит в том, что всадница нагибается вперед и смотрит вниз через плечо лошади. Как только ее плечи передвинутся вперед, центр ее тяжести также переместится вперед, и она попытается руками найти опору в поводе.

        

Всадница должна сидеть прямо и использовать свои руки и шенкеля независимо друг от друга, чтобы перевести лошадь в галоп. Наклон вперед выводит из равновесия лошадь и всадницу, и задача осложняется.

ПОЛЕВАЯ ПОСАДКА НА ГАЛОПЕ

 

 

Приподнявшись в седле, всадница позволяет лошади расслабить спину и с большим захватом пространства и энергией идти галопом. Это часто делают во время прогулок, чтобы лошадь шла с наименьшим усилием. Во время тренировок всадник может привставать в седле, чтобы дать лошади отдохнуть. Обычно это делают, когда разогревают лошадь перед преодолением препятствий. Такой прием называется «ехать на полевой посадке»; всадник просто приподнимается над седлом, перенося свой вес на каблуки и стремена.

         

Всаднику нужно научиться хорошо сохранять равновесие, ему также необходимо иметь сильные мышцы ног, поскольку задняя поверхность икр сильно напрягается. Если вы чувствуете, что откидываетесь в седло, вам, возможно, следует слегка наклонить вперед плечи. Если вы чувствуете, что падаете на шею лошади, приподнимите плечи и проверьте, не ушел ли шенкель назад, это в свою очередь сместит центр тяжести вашего тела вперед.

   

Источник: книга «Лошадь и всадник»  Муэ С. Слай Д.

Погода на Киев и города Киевской области - выбирайте и узнавайте
Здравствуйте Прохожий
*Нас видно только в firefox - У Вас * Конструктор сайтов - uCoz